Источник: Egypt Today
09.09.2023
Культура

Революция 1952 года в египетском кино

Кино было и остается самым правдивым и достоверным архивом истории. Так, египетское кино сыграло большую роль в прославлении Июльской революции 1952 года, документально отразив ее в серии выдающихся фильмов. В картинах рассказывалось не только о том, как планировалась революция и какие положительные итоги она принесла, также были показаны и отрицательные аспекты революционных событий того времени. Некоторые фильмы фокусировались на преимуществах революции, другие — на ее недостатках.

Перечислим киношедевры, воспевшие Июльскую революцию.

«Рудда Калби» («Верни мне мое сердце», 1957)

Великому покойному египетскому режиссеру Эззельдину Зульфикару удалось в своем фильме  донести до зрителя историю бедного крестьянина, чей сын (Али), роль которого сыграл известный актер Шукри Сархан, сумел, несмотря на тяжелые обстоятельства, поступить на военный факультет, предназначенный только для аристократов. Картина рассказывает об искренней любви между уже пришедшим после революции к власти Али и принцессой Энджи, роль которой сыграла покойная актриса Мариам Фахерельдин. Али и принцесса Энджи стали, возможно, одной из самых известных пар египетского кино: вместе они преодолевают все социальные различия между собой, чтобы жить долго и счастливо.

«Порт-Саид» (1964)

Это еще один фильм, защищающий революцию и ее лидера, тогдашнего президента Гамаля Абдель Насера. В заключительной сцене картины египетская бригада скандирует имя Насера. В фильме использованы реальные сцены разрушения статуи Фердинанда де Лессепса, символа европейского колониализма, в городе Порт-Фуад.

«Аль-Айди ан-Наема» («Мягкие руки», 1964)

Фильм, снятый режиссером, Махмудом Зульфикаром, рассказывает о том, как после революции Нассеру удалось преодолеть огромную пропасть между аристократами и новым формирующимся средним классом. Лейтмотивом картины служит идея трудолюбия как основного критерия оценки людей, а не их социального происхождения. Главные роли в фильме сыграли Сабах, Салах Зульфикар, Ахмед Мажар и Мариам Фахр Эддин. Сюжет рассказывает о бывшем землевладельце-аристократе, который вынужден работать, чтобы зарабатывать на жизнь после того, как революция лишила его собственности. Он дружит с безработным специалистом по арабскому языку, который не желает соглашаться на работу, не соответствующую его статусу. Оба должны приспособиться к новым социальным и политическим реалиям развивающегося социалистического Египта.

Постреволюционные кинопродюсеры сняли несколько картин, поднимающих вопрос коррумпированности власти и суровых условий, существовавшие до революции. К таким фильмам относятся «Эль-Кахира 30» («Каир 30») и «Фи Байтона Рагол» («Человек в нашем доме»), где основной мотив - критика прошлого.

В фильме «Аллах Маена» («Бог с нами») рассказывается об участии египетских офицеров в войне в Палестине, когда в результате стратегических ошибок продажного командования, они понесли тяжелые потери. Трагическое положение армии, большое количество погибших и раненых, вызвало возмущение среди военных. В результате чего было сформировано Движение свободных офицеров, возглавляемое Насером, чтобы спасти Египет от короля Фарука и его коррумпированного окружения. Фильм заканчивается изгнанием короля и подъемом революции.

Другие культовые произведения, такие как «Аль-Карнак» (1975), «Вара аль-Шамс» 1978 года («За солнцем») и «Ихна Битуа Аль-Аутобис» 1979 года («Мы просто ехали на автобусе»), в свою очередь подвергли критике политику Насера ​​и египетской разведки против граждан. Авторы фильмов показали и негативные стороны революции, сосредоточив внимание зрителей на несправедливых арестах граждан и пытках в тюрьмах. Кроме того, они показали притеснения и несправедливость, которым подвергались граждане со стороны режима Насера.

Теги: фильм, кино
Источник: Egypt Today
0
0
Нравится
Поделиться